Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

Что учат студенты в наши дни

Татьянин день, он же День всех студентов, он же 25 января который год знаменует победоносное завершение зимней сессии. Но не для всех сессия — это мука. Во многих вузах есть и такие предметы, сдавать зачеты по которым одно удовольствие. Предметы эти чаще всего результат скрещивания разных наук. Названия их звучат забавно, но на деле все тут не только интересно, но и полезно. Корреспонденты "Недели" Полина Потапова и Наталия Киеня постарались разузнать про некоторые диковинные предметы — что это такое и с чем их едят.

Марина Карасева, преподаватель социологии музыки: "Они еще классику на вкус не пробовали"

О пилотном проекте. "Можно сказать, что для России — в том виде, в котором курс читается в Высшей школе экономики, — социология музыки — это пилотный проект. Может быть, такой предмет и появился бы раньше, но в нашей системе образования консерватории оторваны от университетов. Я не говорю, что за рубежом это делается качественнее, но что шире — точно".

О связях музыки с социологией. "По образованию я музыкант, а моя диссертация была посвящена психотехнике музыкального восприятия. Когда я писала ее, обнаружила очень много связей музыки с практической психологией. И оказалось, что заинтересованных в этом курсе очень много".

О воздействии на сознание. "Моя цель — показать механизмы влияния музыки как языка. Речь не идет об искусствоведческом ликбезе. Моя задача — дать инструментарий, показать, как это можно использовать. Чтобы задействовать механизмы музыкального воздействия, конечно, нужно быть специалистом. Но таким специалистом можно стать. Многие просто недооценивают музыку. Считают, что музыка — просто фон, настроение. О более детальном воздействии на сознание, групповое поведение даже не догадываются!"

О разнице вкусов. "Надо понимать, что если вы никогда не ели в ресторане, то какой-нибудь фастфуд вам покажется верхом изыска. Так и в музыке. Дело не в том, что у современной молодежи какая-то не та эстетическая позиция. Просто они классику на вкус не пробовали. А на занятиях студенты широко открывают глаза: "Ой, как же мы раньше этого не замечали!" Иногда даже их музыкальный анализ получается оригинальнее, чем у профессионалов".

О незачетах. "У меня не такие методы стимулирования интереса студентов. Когда предмет касается личности человека, его самораскрытия, то здесь все совсем по-другому..."

О прекрасном. "Я устраиваю семинары в консерватории. И студенты приходят туда, знакомятся с моими консерваторцами. Это всегда весело. У многих пробуждается забытое желание заниматься музыкой. Это же прекрасно!"

Юлиана Толстова, преподаватель многомерного шкалирования: "Они думают, что Пушкин — ровесник Маяковского"

О многомерном шкалировании. "Для того чтобы быть успешным продавцом, нужно знать, чего хотят покупатели. А как это можно узнать, если анкетируют не всегда добросовестно или покупатели не всегда искренни? Примерно в середине XX века американские ученые предложили своеобразный подход к решению проблемы. Решили вообще не спрашивать человека о том, чем он руководствуется при покупке, к примеру, мыла. Лучше выявить, какие сорта мыла наши респонденты считают схожими, а какие — различными, то есть в какой степени один сорт может подменяться другим. Так создали математический аппарат, который чисто формальными методами позволяет нам найти искомые характеристики. Этот аппарат и есть многомерное шкалирование".

О сложностях преподавания. "Сложности, конечно, встречаются, и еще какие! Дело в том, что студенты — часть того самого общества, в котором распространено мнение, что социология — чисто гуманитарная наука. Именно с таким убеждением они приходят на факультет. Для них часто бывает шоком то, что в учебную программу входит целый ряд предметов, активно использующих математический язык. Стоит только написать на доске "x" и "y" для обозначения, скажем, возраста человека и его зарплаты, как студент абсолютно "отрубается". От преподавателя требуется знание и математики, и социологии".

Об интересе к предмету. "Мне интересна социология в целом. Здесь много нерешенных вопросов. Вот видите, не так просто решить даже, как сделать так, чтобы ответу респондента можно было верить".

О студенческих ляпах. "Вопрос для меня очень болезненный. У нас в последние годы резко снизилось качество среднего образования по сравнению с тем, что было в СССР. Вузы стали получать не тот "материал". Я зачастую не могу давать курс в том виде, в каком давала в начале и даже в середине 90-х годов, — из-за страшных провалов в знаниях абитуриентов. Такие ляпы возникают! Скажем, одной девушке было незнакомо имя Пифагора, не говоря уже о его знаменитой теореме. Или на экзамене однажды выяснилось, что Аристотель и Конт, основатель социологии и почти ровесник Пушкина, жили в одном веке. Кстати, я как-то из любопытства спросила студента о годах жизни Пушкина, и так, слово за слово, выяснилось, что он жил тогда же, когда жил Маяковский. Не смешно как-то".

Денис Окопнюк, изучает иронию в журналистике: "У меня теперь пиджак такой же"

О заманчивом названии. "Когда в расписании увидели "Иронию", предположения были самые разные — чему нас будут учить. Я даже думаю, что для стимулирования интереса учащихся полезно изобретать заманчивые названия предметов".

О том, чего лучше не надо. "Ирония" как раз из тех предметов, где не нужно заучивать много всего, достаточно просто понимать. И лекциями занятия можно назвать условно. Поначалу была теория — об истории юмора, потом мы анализировали публикации известных журналистов. Старались понять, как иронизировать стоит, а как — лучше не надо".

О пиджачном влиянии. "Преподаватель Александр Бориславович Левенко был совсем не строг на зачете. Вообще, нам повезло с ним. Жаль, что он ничего больше у нас не ведет. А еще Левенко повлиял на мой стиль в одежде. Он одевался в стиле "нескучная классика". И я купил себе пиджак почти как у него".

Марианна Юзбашян, изучает и преподает космическое право: "Не путайте космическое с комическим!"

О диссертации. "Она называется "Международно-правовые основы решения экономических проблем использования космоса". Речь в ней ведется о правовом регулировании коммерческой космической деятельности и формировании международного космического частного права. Правовой статус космических туристов, — это, пожалуй, самый узкий аспект темы..."

О соучастниках. "Отдельно статус космического туриста ни одним из действующих международно-правовых актов не регулируется. Вопрос о том, применимо ли к туристам понятие "космонавт", остается открытым. Только в США статус космического туриста четко определен: в соответствии с Правилами Федерального авиационного управления США, принятыми в 2007 году, они подпадают под категорию "участники полетов".

О космической повседневности. "Космическое право часто кажется чем-то экзотичным — но с космической деятельностью мы сталкиваемся ежедневно. Например, сейчас мы с вами разговариваем по мобильному телефону, связь идет через спутники и требует особого правового регулирования. Я уже не говорю о банковских операциях, интернете, прогнозах погоды, навигации. А в будущем и полеты в космос станут более частыми — вспомните, как развивалась авиационная индустрия".

О комическом. "Не считайте эту дисциплину шуткой. Я помню, что когда быстро писала диплом, при повторном прочтении замечала, что "космическое право" в тексте часто превращалось в "комическое". Реальность доказывает обратное!".

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки