Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

Мнение специалиста

17 июля на ленте космических новостей было опубликовано сообщение о проведении в Исследовательском центре имени Гленна испытаний двигателя Холла. Информация вызвала неоднозначную реакцию у читателей. Так, например, одно из ведущих российских предприятий космической отрасли — ЦНИИМАШ — оказался буквально засыпан вопросами, касающимися успехов Центра Гленна в области ЭРД.
Вот мнение Сергея Твердохлебова, одного из ведущих разработчиков Холловских двигателей в ЦНИИМАШ:
"Это для нас не новость. Центр им. Гленна строит эту модель 2 года. Ее параметры хорошо предсказуемы (еще в 1999-м в совместной статье AIAA 99-2949 с теми же американцами мы их достаточно точно определили). Тяга двигателя есть линейная функция расхода, поэтому ее "увеличение" в данном случае связано лишь с абсолютными размерами (диаметром кольцевого канала) двигателя. С технической точки зрения это представляет определенный интерес. Однако, по удельным параметрам и эффективности, эта машина не превосходит 25-киловаттных российских двигателей, созданных в ЦНИИМАШ и ОКБ "Факел", и даже уступает им. Что касается мощности — еще 20 лет назад мы создали и испытали холловский двигатель на мощность более 100 кВт. Вероятно, могли бы построить и метровый двигатель на тягу 10 ньютонов. Только это никому не нужно. Мы считаем, что двигатели очень большой размерности вряд ли стоит создавать. Наземная отработка таких устройств связана с большими затратами и чревата ошибками измерений, поскольку испытания проводятся при очень больших расходах и давление в вакуумной камере не соответствует космическим условиям. С точки зрения надежности двигательной установки, это тоже не лучший вариант. Но любовь американцев к рекордам общеизвестна. В 70-х в том же Центре НАСА им. Гленна был изготовлен 1,5 метровый ионный двигатель, который все еще стоит там, как памятник былых неумеренных амбиций, точно также, как и Царь-Пушка в Кремле. Я думаю, что в создании двигателя-гиганта больше политики, нежели здравого смысла. Вместе с тем, я рад за талантливого американского инженера Давида Манзеллу, который спроектировал и испытал модель нового двигателя. Он внимательно отнесся к предыдущему опыту и, в целом, не допустил ошибок, которые могли бы перечеркнуть интерес к применению мощных ЭРД в будущем. Что же касается заявлений о лидерстве Центра им. Гленна в физике и технике Холловских ЭРД — то это, несмотря на наше уважение к успехам американских коллег, — явная передержка. Как и прежде, приоритет здесь принадлежит России, где еще в 60-х годах были созданы физико-технические основы таких устройств и, где серийные корректирующие установки с Холловскими двигателями систематически используются на геостационарных КА с 1982 года. А от лабораторных испытаний до космического применения — дистанция огромного размера."

С мыса Канаверал успешно запущен шаттл "Индевор"

11 марта 2008 года в 06:28:14 UTC (06:28:14 мск) из Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center), стартовый комлекс LC39A (69-е использование стартового комплекса; географические координаты комплекса 28,6083 N; 80,6041 E), подвижная стартовая платформа MLP-2, специалистами компании United Space Alliance при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск космической системы многократного использования "Space Shuttle" (122-й полет МТКК; программа полета STS-123 [ISS-1J]; внешний топливный бак ET-126, твердотопливные ускорители — комплект BI-133 с двигателями RSRM-101) с космическим кораблем OV-105 Endeavour (21-й полет ОС, двигатели SSME1 N 2047, SSME2 N 2044, SSME3 N 20547, версия бортового программного обеспечения OI-32).
Корабль пилотирует экипаж в составе:
ГОРИ Доминик Ли Падуэлл (GORIE Dominic Lee Pudwill), США, командир корабля (4-й полет в космос);
ДЖОНСОН Грегори Харольд (JOHNSON Gregory Harold), США, пилот (1-й полет в космос);
БЕНКЕН Роберт Льюис (BEHNKEN Robert Louis), США, специалист полета-1 / специалист по работам в открытом космосе-2/1 (1-й полет в космос);
ФОРМАН Майкл Джеймс (FOREMAN Michael James), США, специалист полета-2 / бортинженер / специалист по работам в открытом космосе-2 (1-й полет в космос);
ДОИ ТАКАО (DOI Takao), Япония, специалист полета-3 (2-й полет в космос);
ЛИННЕХЭН Ричард Майкл (LINNEHAN Richard Michael), США, специалист полета-4 / специалист по работам в открытом космосе-1 (4-й полет в космос);
РЕЙСМАН Гарретт Эрин (REISMAN Garrett Erin), США, специалист полета-5 / бортинженер МКС-16 (1-й полет в космос);
Планируемая длительность полета корабля — 17 суток.
Программой полета предусмотрены: доставка первой секции японского научно-исследовательского модуля Kibo, и канадского высокоточного робота-манипулятора Dextre для продолжения строительства МКС; смена на борту МКС бортинженера-2; дооснащение МКС дополнительным оборудованием и расходуемыми материалами; проведение на внешней поверхности МКС монтажных работ.
Стыковка Endeavour с МКС запланирована на 13 марта в 03:22 UTC (06:22 мск).

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки