Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

18 февраля исполняется 222 года со дня рождения Алексея Венецианова

Венецианов Алексей Гаврилович [7(18).2.1780, Москва, — 4(16).12.1847, с. Поддубье Тверской губернии], русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи, академик петербургской АХ (1811). Учился у В.Л. Боровиковского, служил в Петербурге чиновником (с 1807). В ранний период писал интимные лирические портреты; некоторые из них своей эмоциональностью близки романтизму (портреты А.И. Бибикова, 1805-08, Русский музей, Ленинград, М.А. Фонвизина, пастель, 1812, Эрмитаж, Ленинград). В конце 1807 подготовил 4 офорта ("Вельможа" и др.) для предпринятого им издания "Журнала карикатур на 1808 год в лицах" — первого в России иллюстративного юмористического листка, который был запрещен цензурой за сатиру на бюрократизм и развращенность чиновной знати.

В период Отечественной войны 1812 выступил с карикатурами на французов и дворян-галломанов. Одновременно создал ряд жанровых рисунков, запечатлевших эпизоды городской уличной жизни и дворянского быта. С 1819, оставив службу, поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, где стал писать сцены сельского быта и портреты-типы крестьян ("Очищение свёклы", пастель, до 1822, "Гумно", около 1821-23, "Утро помещицы", 1823, "Спящий пастушок"., 1823-24, — все в Русском музее; "На пашне. Весна", 1820-е гг., "На жатве. Лето", 1820-е гг., "Голова старика-крестьянина", 1825, "Захарка", 1825, "Крестьянка с васильками", 1820-е гг., — все в Третьяковской галерее).

Темы и персонажи этих произведений, а также и сам метод их создания — путём углублённой работы с натуры — противоречили установкам АХ и сыграли решающую роль в становлении нового художественного направления, в основе которого лежало стремление к правдивому отражению жизни. Такая направленность интересов В. была связана с демократическими воззрениями передовой части русского общества периода 1810- 1820-х гг. Стремясь увидеть в действительности не только характерное, но и прекрасное, В. в своих картинах создаёт отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, воспевает красоту труда и природы.

Крестьян, изображенных В., отличают человеческое достоинство, благородство, простота; порой в их внешнем облике сохраняются черты той идеальной красоты, которую утверждал в искусстве классицизм. Лирический пейзаж, играющий значительную роль в картинах художника, тонко передаёт своеобразную прелесть среднерусской природы. Изображая человека в реальной жизненной среде, В. придавал также большое значение работе живописца на открытом воздухе.

Это позволило ему высветлить палитру, сделать её способной передавать оттенки цвета при рассеянном дневном освещении. С 1830-х гг., в сложной обстановке нарастающих социальных противоречий русской жизни, творчество В. постепенно утрачивает передовой характер. Большую роль сыграла педагогическая деятельность В. (см. Венециановская школа).

Лит.: Савинов А.Н., А.Г. Венецианов. Жизнь и творчество, М., 1955; Алексеева Т.В., Венецианов и развитие бытового жанра, в кн.: История русского искусства, т. 8, кн. 1, М., 1963, с. 546-98. М.М. Ракова.

http://encycl.yandex.ru

Подготовил
Олег Любимов

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки