Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

Официальный пресс-релиз об итогах работы комиссии по анализу причин реализации баллистического режима возвращения на Землю спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА-1"

На сайте РКК "Энергия" опубликован официальный пресс-релиз об итогах работы комиссии по анализу причин реализации баллистического режима возвращения на Землю спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА-1". Ниже приводится полный текст документа.

Результаты работы технической комиссии, созданной для анализа причин реализации баллистического режима возвращения на Землю спускаемого аппарата (СА) корабля "Союз ТМА-1", сообщил на пресс-конференции, проведенной в Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева для журналистов российских, международных телевизионных компаний и информационных агентств, а также представителей НАСА и Европейского космического агентства, Председатель комиссии — первый заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Н.И. Зеленщиков. На пресс-конференции присутствовали члены комиссии — руководители и специалисты РКК "Энергия", Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания, РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина, ЦНИИ машиностроения.
Комиссия констатировала, что в полете были проверены в основном все новые системы и элементы конструкции корабля. В полном объеме прошли испытания: новый пульт управления, холодильно-сушильные агрегаты системы терморегулирования, блок измерения линейных ускорений, конструкция СА, система записи и запоминания телеметрической и голосовой информации и все элементы комплекса средств приземления (бароблок, автоматика, модернизированный гамма-лучевой высотомер, двигатели мягкой посадки, новые кресла). Испытания нового спецвычислителя КС020-М — командного блока контура управляемого спуска — осуществить в полной мере не удалось вследствие перехода СА из режима автоматического управляемого спуска в баллистический спуск (БС). Однако телеметрическая информация показала, что этот вычислитель, переведенный при переходе в БС из командного в индикаторный режим, формировал необходимые команды в соответствии с заложенной логикой, в связи с чем к его работе нет замечаний.
Построение орбитальной ориентации корабля "Союз ТМА-1", включение двигательной установки, формирование тормозного импульса скорости и процесс разделения отсеков выполнены в соответствии с программой и технической документацией, без замечаний.
В течение 183 секунд после разделения отсеков корабля движение СА проходило по траектории управляемого спуска. Переход в режим БС был выполнен автоматически после формирования в системе управления движением (СУД) команды по признаку достижения спускаемым аппаратом максимально допустимого угла отклонения по рысканию. Функционирование СУД и средств приземления по каналам крена и тангажа не отличалось от расчетного.
Баллистический спуск был реализован штатно, в соответствии с заложенной логикой управления. Максимальная перегрузка при спуске не превышала 8,1 единицы. Комплекс средств приземления СА выполнил свою задачу штатно, ударные перегрузки находились в расчетных пределах.
Спускаемый аппарат корабля "Союз ТМА-1" осуществил посадку в районе расчетной точки баллистического спуска. Поисково-спасательная служба обеспечила поиск СА и экипажа в установленные сроки. В работе системы связи и пеленга на этапе спуска и посадки технических замечаний не выявлено.
При выполнении спуска экипаж корабля "Союз ТМА-1" выполнил необходимые действия по контролю и управлению в соответствии с бортовыми инструкциями и рекомендациями ГОГУ, показав при этом слаженность в работе и хорошее взаимопонимание. Экипаж проявил высокую психологическую устойчивость, выдержку и спокойствие. Особо отмечен в сложившейся ситуации высокий профессионализм Н.М. Бударина как командира корабля.
Вывод комиссии: причиной перехода в режим БС явилась неадекватная реакция блока управления спуском (БУСП-М), входящего в состав системы управления спуском, на сигналы с гироскопа КИ00-18 и измерителя угловых скоростей. В результате СА отклонился по углу рыскания на предельную величину, что повлекло за собой выдачу концевым выключателем гироскопа команды на переход в режим БС.
В ходе работы комиссии были проведены исследования БУСП-М. При его электрических испытаниях в составе СА, доставленного с места посадки в РКК "Энергия", были проведены многократные попытки имитации имевшей место полетной ситуации, однако воспроизвести ее не удалось. Только при искусственном отключении одного канала прибора в единичном случае (из сорока) было получена ситуация, близкая к полетной.
Анализ не выявил также взаимосвязи сложившейся ситуации с проведенными доработками СА. Аппаратура СУД в части соответствующих функций управления не подвергалась доработкам, начиная с корабля "Союз Т" (с 1979 года). Блок БУСП-М электрически не взаимодействует с вновь введенными на корабле спецвычислителем и блоком измерения линейных ускорений.
Проверки БУСП-М после возвращения на Землю показали, что его электрические характеристики полностью соответствуют требованиям технической документации.
Однако углубленный анализ по БУСП-М, проведенный в ходе работы комиссии, выявил особенность электрической схемы, которая при весьма редком сочетании входных сигналов по любым из трех каналов (тангаж, рыскание, вращение) может привести к блокированию сигнала и прекращению выдачи команд на исполнительные органы. Замечание имеет весьма низкую вероятность проявления, о чем свидетельствуют 48 успешно проведенных управляемых спусков кораблей типа "Союз", в том числе с участием БУСП-М, который до его установки на корабле "Союз ТМА-1" прошел летные испытания на корабле "Союз ТМ-29" в 1999 году. Работы по моделированию и воспроизведению данной ситуации в автономной схеме электрических проверок БУСП-М продолжаются.
Анализ бортовой документации, документации по управлению полетом, действий ГОГУ, взаимодействия поисково-спасательной службы с ЦУП-М и экипажем выявил ряд замечаний, которые существенно не повлияли на выполнение программы полета, но должны быть устранены в будущем.
Комиссия допускает корабль "Союз ТМА-2", работающий в настоящее время на орбите в составе МКС, к дальнейшему полету без каких-либо оговорок, касающихся бортовой аппаратуры корабля, но при этом обращает внимание на необходимость учета рекомендаций по действиям экипажа, ГОГУ, взаимодействию поисково-спасательной службы с ЦУП-М. Окончательный вариант заключения комиссии представлен на утверждение.
Начиная с корабля "Союз ТМА-3", рекомендовано провести доработку БУСП-М введением в него дополнительных элементов, исключающих повторение, хотя и маловероятной, но возможной ситуации, аналогичной произошедшей.
После ознакомления с основными результатами работы комиссии Н.И. Зеленщиков, руководители и специалисты, входившие в ее состав, ответили на вопросы журналистов и затем вместе с ними побывали на контрольно-испытательной станции Корпорации, где дали дополнительные пояснения по итогам работы комиссии и рассказали о ходе работ по проекту международной станции, в том числе о продолжающихся в РКК "Энергия" работах по сборке космических кораблей "Прогресс" и "Союз ТМА-3" в обеспечение реализации программы МКС в 2003 году.
Встреча продолжалась более двух часов.

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки