Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

Умер Главный конструктор шасси "Лунохода-1"

25 февраля 2003 года после тяжелой продолжитедбной болезни на 82-м году жизни скончался доктор технических наук, главный конструктор самоходного шасси "Лунохода-1", основоположник нового направления техники — космического транспортного машиностроения, лауреат Ленинской премии Александр Леонович Кемурджиан.
Александр Леонович Кемурджиан родился 4 октября 1921 г. во Владикавказе. Отец его происходил из семьи армян из Трабзона. Детские и юношеские годы Александра Леоновича прошли в Баку.
Его судьба неотделима от судьбы страны: в Великую Отечественную Александр Леонович добровольцем ушел на фронт и прошел боевой путь от Курской дуги до Померании; за участие в боевых действиях он был награжден орденами Красной Звезды (1944), Отечественной войны (1945, 1995), несколькими медалями, в том числе и медалью 'За боевые заслуги'. При этом он был 'белобилетником' по зрению и имел министерскую 'броню' как студент МВТУ им. Н.Э. Баумана, куда он поступил в 1940 г. После демобилизации в 1946 г. он вернулся в МВТУ, стал сталинским стипендиатом, окончил вуз с красным дипломом в 1951 г. и с той поры трудится во ВНИИ-трансмаше.
До защиты кандидатской диссертации по бесступенчатым фрикционным трансмиссиям для гусеничных артиллерийских тягачей в 1957 г. он работал в отделах моторных установок, трансмиссий и тягачей. В 1959 г. был назначен начальником отдела новых принципов движения.
В 1963 г. Александр Леонович Кемурджиан был назначен руководителем работ по созданию самоходного шасси 'Лунохода', в 1969 г. — заместителем директора, главным конструктором института. С 1991 г. А.Л. Кемурджиан — главный научный сотрудник ВНИИтрансмаша. С 1998 г., после ухода на пенсию, он Почетный главный научный сотрудник.
За эти годы им создано огромное число самых различных разработок: от 'ползолета' — боевой дозорно-разведывательной машины на воздушной подушке (1959- 1963 гг.) до аппарата для исследований на поверхности спутника Марса — Фобоса.
За время работы по космической тематике он сотрудничал с целой плеядой наших замечательных ученых — С.П. Королевым, М.В. Келдышем, Г.Н. Бабакиным, Р.З. Сагдеевым, Б.Е. Чертоком, массой других специалистов, работавших в этой области.
Заслуги А.Л. Кемурджиана нашли достойное признание: он доктор технических наук (1971), профессор (1977), лауреат Ленинской премии (1973), награжден орденом Ленина (1971), Почетным дипломом ФАИ (Международной авиационной Федерации) (1971); решением Международного астрономического союза в 1997 г. его именем названа малая планета Солнечной системы N5993, его имя внесено в книгу 'Выдающиеся люди XX века', изданную в Великобритании. Он является членом нескольких международных научных обществ — Планетарного общества (США), Европейского геофизического общества (Германия), членом-корреспондентом Комиссии по исследованию космического пространства (Франция).
Он автор более 200 научных трудов, в том числе 6 монографий, правда, долгие годы его научные публикации выходили под псевдонимами (Александров, Леонович, Углев).
Начиная с 1970 г. А.Л. Кемурджиан не раз представлял нашу науку на международных симпозиумах и конференциях.
Александру Леоновичу выпала редкая удача не только принять участие, но и раскрыть свой талант исследователя, конструктора и организатора в работах, которые являются вкладом в историю нашего Отечества и всей земной цивилизации.
Об этом и многом другом говорилось на юбилее Александра Леоновича, открытом генеральным директором ВНИИтрансмаша Б.А. Абрамовым. С докладом о его творческом и жизненном пути выступил М.И. Маленков — ученик и соратник А.Л. Кемурджиана. Его поздравили друзья и коллеги из многих научных организаций Москвы, Санкт-Петербурга, из других стран — Германии, США, Бельгии, Австрии, Франции.
Впереди — новые проекты, и, может быть, будет востребован огромный опыт, накопленный ленинградской (санкт-петербургской) школой транспортного космического машиностроения, созданной Александром Леоновичем Кемурджианом — достойным представителем поколения, которое своим трудом и подвигами стяжало славу нашему Отечеству.

(Использованы материалы статьи В. Куприянова и Г. Иваньяна "Александру Леоновичу Кемурджиану — 80 лет!" в журнале "Новости космонавтики" N 12 за 2001 год).

Фото с сайтаcosmosravelin.narod.ruNASA.

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки