Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки

Наши друзья

Архивное дело: частный архив, поиск документов в архивах стран СНГ и Европы, генеалогия, составление родословных, архивные справки

Помощь сайту

WEB-Money:
R935344738975

Наша кнопка

XArhive - архив научно-популярных и просто интересных статей

Партнеры

Главная страница > Архив новостей

Некоторые мысли в связи с ходом расследования обстоятельств аварии "Колумбии"

Вечером 18 марта в Хьюстоне состоялась очередная пресс-конференция членов независимой комиссии, расследующей обстоятельства катастрофы космического корабля Columbia. Как заявил председатель комиссии адмирал Харольд Геман (Harold Gehman), у специалистов существует несколько версий гибели "шаттла", но он не хочет озвучивать ни одну из них, тем более отдавать предпочтение какому-либо сценарию развития событий. Вероятнее всего, свое резюме комиссия огласит только по окончанию расследования, которое еще далеко до завершения.Предположение о том, что во время удара корпус получил повреждения, позволяет смоделировать весь дальнейший ход событий. При таком сценарии еще на участке выведения на орбиту началось разрушение обшивки Columbia набегающим воздушным потоком (при том ускорении и той плотности атмосферы, такое вполне реально). К моменту выхода на орбиту корпус "шаттла" был разрушен настолько, что нельзя было говорить о цельности его теплозащитного покрытия. Кстати, это объясняет факт появления на околоземной орбите через сутки после старта фрагмента, отделившегося от Columbia — это был обломок обшивки, которая чудом удержалась на корпусе при подъеме, но потом все-таки отпала.
Полет прошел нормально, но это лишь благодаря отсутствию необходимости стыковки с другими космическими аппаратами. В противном случае, если бы корабль подвергался динамическим нагрузкам, все могло произойти иначе.
Разрушение Columbia при таком сценарии должно было начаться приблизительно в 13:44 — 13:45 UTC (16:44 — 16:45 мск), когда корабль вошел в атмосферу. Первые, достаточно небольшие, фрагменты надо бы искать на дне Тихого океана севернее Гавайских островов. Конечно, это бы подтвердило версию о фатальности инцидента при старте корабля, но представляется нереальным, так как обломки невелики по размерам, а глубина океана там не маленькая.
Чем ближе корабль подходил к побережью Северной Америки, тем активнее происходило его разрушение. Уже при пересечении береговой черты был зафиксирован отрыв фрагментов (первый фрагмент, по данным комиссии, оторвался в 13:53:44/48 UTC).
Дальнейший ход событий более или менее ясен: в какой-то момент в корпусе образовалась трещина, сквозь которую внутрь стали врываться раскаленные газы, которые стали разрушать все, что попадалось на их пути. В какой-то момент их напор полностью уничтожил Columbia.
Что именно будет сказано в итоговом отчете комиссии пока можно только гадать. Но, тем не менее, два актуальных вопроса можно уже обсудить.
Первый касается тех изменений, которые должны быть внесены в конструкцию "шаттлов", а также в методику их предстартовой подготовки. Это, вероятнее всего, будет основным условием возобновления полетом. Судя по всему, дело здесь не ограничиться только осмотром корабля во время пребывания на орбите самими астронавтами и с помощью оптических наземных и космических средств, но и потребуется изменение технологии сборки топливных баков, чтобы исключить в будущем отрыв крупных кусков изоляции или других элементов от корпуса.
Теперь по срокам возобновления полетов. Дата следующего старта будет определяться не только, и не столько, техническими факторами, а лишь политической целесообразностью. Теоретически, если очень захотеть, следующий корабль многоразового использования можно пустить уже в апреле нынешнего года. Но необходимости в этом нет. Американцам гораздо выгоднее держать проект Международной космической станции в напряжении до того момента, как они разберутся с Ираком. А дальше возможен элементарный шантаж тех, кто не следовал в русле американской политики.
Я стараюсь никогда не давать политических оценок космическим событиям и не искать их связи с происходящим на Земле. Но здесь уши торчат уж слишком явно. И получается, как не кощунственно звучит эта мысль, что для администрации Джорджа Буша (George Bush, Jr.) катастрофа Columbia пришлась очень кстати.

Главная :: Архив статей :: Гостевая :: Ссылки